Основные новости
12.04.2024

28.02.2024

01.02.2023

10.10.2022

18.09.2022

15.09.2022

14.09.2022

10.09.2022

22.08.2022

31.07.2022

25.07.2022

21.07.2022

17.07.2022

11.07.2022

01.07.2022

22.06.2022

13.06.2022

10.06.2022

04.06.2022

20.01.2022

10.01.2022

01.01.2022

26.12.2021

29.11.2021

25.11.2021

24.11.2021

15.10.2021

14.10.2021

13.10.2021

03.10.2021

01.10.2021

22.09.2021

25.08.2021

21.08.2021

30.07.2021

27.07.2021

20.07.2021

24.06.2021

01.06.2021

01.06.2021

18.05.2021

16.05.2021

08.05.2021

30.04.2021

23.04.2021

13.04.2021

07.04.2021

05.04.2021

24.03.2021

18.03.2021

13.03.2021

09.03.2021

16.02.2021

01.02.2021

21.01.2021

22.12.2020

07.12.2020

01.12.2020

26.11.2020

19.11.2020

12.11.2020

10.11.2020

02.10.2020

23.09.2020

27.03.2020

24.10.2019

13.08.2019

09.08.2019

14.05.2019

17.04.2019

16.04.2019

15.04.2019

18.03.2019

06.03.2019

06.03.2019

04.03.2019

01.03.2019

31.01.2019

12.12.2018

16.11.2018

13.11.2018

12.11.2018

10.10.2018

05.10.2018

03.10.2018

27.09.2018

26.09.2018

25.09.2018

15.08.2018

05.04.2018

18.01.2018

11.01.2018

19.07.2017

07.07.2017

20.05.2017

03.05.2017

20.04.2017

17.04.2017

31.03.2017

20.03.2017

10.01.2017

13.12.2016

21.11.2016

07.11.2016

28.10.2016

24.10.2016

08.09.2016

31.08.2016

30.08.2016

12.07.2016

30.06.2016

04.05.2016

27.04.2016

20.04.2016

11.04.2016

01.04.2016

23.03.2016

14.03.2016

30.12.2015

10.11.2015

25.08.2015

07.04.2015

29.12.2014

01.12.2014

01.12.2014

31.03.2014

03.09.2013

07.03.2013

25.12.2012

16.07.2012

04.07.2012

01.01.2012

01.09.2011

13.07.2011

01.07.2011

28.06.2011

20.05.2011

11.01.2011

02.11.2010

01.11.2010

13.10.2010

01.10.2010

23.09.2010

01.09.2010

30.08.2010

01.08.2010

01.07.2010

07.06.2010

01.06.2010

12.04.2010

01.04.2010

15.03.2010

01.03.2010

15.02.2010

01.02.2010

19.01.2010

18.01.2010

21.12.2009

03.12.2009

02.12.2009

01.12.2009

23.11.2009

01.11.2009

26.10.2009

08.10.2009

01.09.2009

24.08.2009

02.08.2009

01.08.2009

01.08.2009

01.07.2009

30.06.2009

22.06.2009

16.06.2009

15.06.2009

08.06.2009

01.06.2009

12.05.2009

01.05.2009

01.05.2009

24.04.2009

30.03.2009

23.03.2009

20.03.2009

10.03.2009

02.03.2009

01.03.2009

01.03.2009

24.02.2009

23.02.2009

23.02.2009

16.02.2009

09.02.2009

01.02.2009

01.02.2009

29.01.2009

Главная » Звонок от коллекторов – повод для паники?

Звонок от коллекторов – повод для паники?

 

 

 

Звонок от коллекторов – не повод для паники, в том числе – для ипотечных заемщиков, уверяет генеральный директор компании «АБК» («АктивБизнесКоллекшн»), член совета и председатель контрольного комитета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Дмитрий Теплицкий.

- Дмитрий, какие вы можете дать советы человеку, у которого возникли сложности с погашением ипотеки?

- Из-за большого срока действия ипотечного займа предугадать все события, которые могут произойти за это время, крайне сложно. Форс-мажор может наступить по причинам, не зависящим от заемщика: потеря работы, болезнь…

Ключевое правило – предупредить банк о любых обстоятельствах, которые могут помешать вносить платежи в необходимом объеме и вовремя. Практика показывает: в большинстве случаев кредиторы идут навстречу должникам и предлагают варианты снижения размера ежемесячного платежа на период, который необходим заемщику для решения своих трудностей. Где-то такая услуга называется кредитными каникулами, где-то – реструктуризацией.

Нужно предоставить в банк документы, подтверждающие необходимость изменения условий кредитного договора. Это может быть трудовая книжка с отметкой об увольнении, справка о постановке на учет в центр занятости, справка/назначение врача и т. д.

Если же произошла ситуация, при которой исполнение обязательств для заемщика невозможно вообще, то здесь можно говорить о самостоятельной реализации клиентом залогового жилья (с полным погашением кредита или продажей недвижимости с сохранением обременения). Поскольку подобные сделки проводятся под контролем банка, необходимо заблаговременно сообщить о принятом решении.

- Что грозит человеку, у которого случился «дефолт»?

- Основные неприятности, с которыми может столкнуться заемщик при возникновении просрочки по кредиту, – ухудшение кредитной истории, штрафы, пени, неустойки, ограничение выезда за границу. И да, передача кредитору предмета залога – квартиры, или арест другого принадлежащего должнику имущества.

- Как заемщику следует вести себя в ситуации, если ему поступает сигнал от коллектора или специалисты по взысканию приходят в гости? Как реагировать, какие вопросы задавать, что фиксировать?

- Прежде всего необходимо понимать, что обязательства по кредиту, в частности ипотечному, требуют дисциплины, их нужно исполнять в соответствии с кредитным договором. В случае нарушения условий договора образуется просроченная задолженность, возникают штрафы, правила начисления которых также указаны в вашем кредитном договоре.

При возникновении задолженности кредитор имеет абсолютно законные основания начать процесс взыскания, делать это он может своими силами или с привлечением коллекторского агентства.

К сожалению, ситуации, когда работу с должниками проводит коллекторское агентство, чаще всего воспринимаются негативно. Но нужно смотреть на вещи адекватно. Есть федеральный закон, который определяет правила взаимодействия коллекторов с должниками. Ознакомиться с его содержанием может каждый заемщик. И агентства, которые проходят аккредитацию и состоят в государственном реестре, соблюдают его требования неукоснительно.

Если ваш долг передан в работу коллекторскому агентству, необходимо проверить состоит ли оно в реестре Федеральной службы судебных приставов. Сделать это можно на сайте ФССП. Также вы можете запросить документы на право взыскания. Дополнительным «знаком качества» является членство агентства в профессиональной ассоциации – СРО НАПКА. Вся необходимая информация тоже есть на официальном сайте. За деятельностью компаний, входящих в это объединение, дополнительно следит внутренний контролирующий орган НАПКА. Также в ассоциации существует собственный Кодекс этики, который обязаны соблюдать все входящие в нее компании. Сейчас их 41.

Не лишним будет знать, что все остальные компании, якобы профессионально занимающиеся взысканием, относятся к так называем «серым» коллекторам, то есть, это организации, не состоящие в реестре ФССП. Ипотечные клиенты крупных банков, впрочем, могут быть спокойны, поскольку в серьезных кредитных организациях очень щепетильно относятся к выбору партнерских коллекторских агентств или создают свои службы взыскания. 

Самое главное – не укрываться от взаимодействия, а идти на диалог. Профессиональные взыскатели – финансовые консультанты, которые помогут разобраться в сложной финансовой ситуации.

В нашей практике было достаточно случаев, когда, специалисты агентства помогали клиентам найти решение, казалось бы, из безвыходной ситуации. Например, в рамках спецпроектов мы даже помогали должникам трудоустроиться.

- Куда обращаться в случае, если человек считает, что его права при взаимодействии с коллекторами нарушены? 

Самый простой способ направить обращение – заполнить электронную форму «Добро пожаловаться» на сайте НАПКА. Максимально простой и удобный сервис позволяет получить ответ от взыскателя-члена ассоциации в течение пяти рабочих дней.

Также о нарушении норм 230-ФЗ можно сообщить в ФССП, в Центральный банк РФ, финансовому омбудсмену, в Роскомнадзор, в Роспотребнадзор или в полицию. Но еще раз подчеркну: важно помнить о своей ответственности по кредиту и не воспринимать звонок из коллекторского агентства как нарушение.

- Одна из главных проблем коллекторского бизнеса – негативный имидж. Как, на ваш взгляд, можно изменить ситуацию? Приходилось ли вам сталкиваться с недобросовестными по отношению к заемщикам коллегами?

- Да, проблема негативного восприятия отрасли действительно существует. Сегодня профессионалы рынка ведут масштабную работу по созданию положительного имиджа, изменению стереотипов. Проводят кампании по повышению финансовой грамотности населения, принимают участие в пресс-конференциях и круглых столах.

Как я уже говорил, есть специальный контрольный комитет НАПКА, одной из функций которого является обработка обращений граждан. Ежемесячно к нам на рассмотрение поступает около 400-500 обращений. Значительная часть этих жалоб – более 20% – не касается членов ассоциации, а приходит от клиентов «серых» коллекторов и взыскателей, не входящих в реестр ФССП. Чаще всего люди жалуются на психологическое давление, некорректное общение. В отношении членов НАПКА по факту нарушений проводятся внеплановые проверки и применяются санкции – предписания, штрафы, приостановление членства и пр. Вплоть до исключения из ассоциации. Поверьте, каждое агентство, входящее в государственный реестр, очень дорожит репутацией.

А вот с «серыми» коллекторами ситуация может быть другой. Зачастую они используют незарегистрированные sim-карты, звонят с угрозами и занимаются вымогательством. Пресекать подобные действия должны ведомственные структуры, предварительно проведя ряд оперативно-розыскных мероприятий.

Мы предоставляем государственным органам всю имеющуюся у нас информацию о деятельности нелегальных коллекторов. И сами крайне заинтересованы в том, чтобы очистить рынок от «серых» игроков.

к сведению

НАПКА и СРО «МиР» (объединяет микрофинансовые организации) подписали специальное соглашение о сотрудничестве, целью которого является совместное выявление и предотвращение нарушений, повышение уровня защиты прав потребителей финансовых услуг. Документом предусмотрено обоюдное рассмотрение обращений, связанных с деятельностью членов ассоциации профессиональных взыскателей и союза микрофинансистов, а также контроль соблюдения внутренних нормативных положений и профильного законодательства.

- Но есть и обратная сторона медали – как защитить финансовую систему от самих должников? Были ли в вашей практике прецеденты, когда контролирующие органы, суды, защитники прав граждан мешали применять ваши законные полномочия, вставая на сторону недобросовестного ипотечного заемщика?

- Сфера взыскания работает в правовом поле менее двух лет. Да, есть ряд «узких мест» в законе, которые профсообщество уже сумело для себя выделить. И по некоторым вопросам уже существует правоприменительная практика в пользу взыскателей, например, учет многосоставных сообщений. Есть небольшие подвижки и по другим кейсам. Но о формировании устойчивой судебной практики говорить пока рано. Бывают случаи, когда наличие законодательных коллизий позволяет должникам уходить от выплаты задолженности, злоупотребляя правом.

Под знаком вопроса остаются такие моменты, как отсутствие в законе определения понятий «психологическое давление» и «телефонные переговоры», невозможность проверки полученных от кредитора данных о должнике и стадии взыскания.

Мы живем в век новых технологий. Что это значит для вашей компани? 

- Согласен, технологии сегодня правят миром. В «АБК» мы, безусловно, уделяем этому большое внимание. Уже несколько лет мы успешно используем нашу собственную разработку – «робот-оператор», который общается с клиентами компании на первых этапах взыскания. Искусственный интеллектуальный агент следует заданному алгоритму и полностью исключает человеческий фактор, гарантированно соблюдает нормы профильного законодательства и при этом показывает стабильно высокие результаты по эффективности взыскания.

Как известно, существует несколько подходов по работе банков с должниками: собственный отдел, аутсорсинг и переуступка плохих долгов. Какой подход вы, как специалист, считаете оптимальным?

- Сегодня все три схемы достаточно распространены и порядок действий с каждым конкретным долгом кредитор определяет самостоятельно. Крупные банки ориентированы на клиента, поэтому если они привлекают сторонних взыскателей, то только профессионалов сферы collection, которые проходят серьезный отбор на этапе тендерных процедур.

Компании, занимающиеся непосредственно взысканием задолженности, делают ставку на IT-решения, что также является преимуществом для первичного кредитора. Схема позволяет выполнить больший объем работы при меньших временных затратах.

Мы, в частности, уже давно используем разработки, в основе которых лежат сложные математические модели, искусственный интеллект. Диджитализация процессов сводит к минимуму репутационные риски и помогает осуществлять полномасштабный контроль качества ведения переговоров.

- Какие главные перемены произошли в вашей работе после вступления в силу ФЗ-230 (известного как «закон о коллекторах») и перехода коллекторской деятельности под эгиду ФССП?

- Вступление в силу 230-ФЗ, регулирующего отрасль, стало одним из самых значимых изменений на рынке взыскания. На мой взгляд, это положительно повлияло на сферу collection. Законодательное регулирование провело четкую границу между профессиональными взыскателями и недобросовестными коллекторами.

Онлайн кредиты для всех