Основные новости
07.07.2017

20.05.2017

03.05.2017

20.04.2017

17.04.2017

31.03.2017

20.03.2017

10.01.2017

13.12.2016

21.11.2016

07.11.2016

28.10.2016

24.10.2016

08.09.2016

31.08.2016

30.08.2016

12.07.2016

30.06.2016

04.05.2016

27.04.2016

20.04.2016

11.04.2016

01.04.2016

23.03.2016

14.03.2016

30.12.2015

10.11.2015

25.08.2015

07.04.2015

29.12.2014

01.12.2014

01.12.2014

31.03.2014

03.09.2013

07.03.2013

25.12.2012

16.07.2012

04.07.2012

01.01.2012

01.09.2011

13.07.2011

01.07.2011

28.06.2011

20.05.2011

11.01.2011

02.11.2010

01.11.2010

13.10.2010

01.10.2010

23.09.2010

01.09.2010

30.08.2010

01.08.2010

01.07.2010

07.06.2010

01.06.2010

12.04.2010

01.04.2010

15.03.2010

01.03.2010

15.02.2010

01.02.2010

19.01.2010

18.01.2010

21.12.2009

03.12.2009

02.12.2009

01.12.2009

23.11.2009

01.11.2009

26.10.2009

08.10.2009

01.09.2009

24.08.2009

02.08.2009

01.08.2009

01.08.2009

01.07.2009

30.06.2009

22.06.2009

16.06.2009

15.06.2009

08.06.2009

01.06.2009

12.05.2009

01.05.2009

01.05.2009

24.04.2009

30.03.2009

23.03.2009

20.03.2009

10.03.2009

02.03.2009

01.03.2009

01.03.2009

24.02.2009

23.02.2009

23.02.2009

16.02.2009

09.02.2009

01.02.2009

01.02.2009

29.01.2009

Главная » Дом, построенный без спроса

Дом, построенный без спроса

За год объем предложения загородных домовладений увеличился на 77%. А спрос упал.

Если сложившееся в конце прошлого – начале текущего года соотношение спроса и предложения на рынке коттеджных поселков сохранится, застройщикам придется продавать свои объекты 15-20 лет.


По данным АН «Итака», на I квартал 2009-го в предложении присутствуют 169 коттеджных поселков. (Число проектов в активной продаже существенно меньше.) Прирост относительно IV квартала 2008-го составляет 2%, за год (с I квартала 2008-го) - 47%. Темпы прироста в последние месяцы существенно снизились, что и понятно: застройщики выводят проекты на рынок «по инерции» - в тех случаях, когда масштабные затраты уже случились и «замораживать» проект – значит фиксировать убытки.

Доля остановленных проектов оказалась ниже уровня апокалиптических предсказаний: по данным «Итаки», всего около 1% (два-три проекта).  

Общее количество объектов (участков, домов и таун-хаузов) в составе реализуемых малоэтажных комплексов – 16 760, на 77% больше, чем год назад. Площадь территории, используемой под коттеджное строительство, составляет 2395 га, площадь строящегося жилья - 2,357 млн кв.м

Главные тенденции сезона: увеличение доли проектов эконом-класса; включение в состав предложения (даже в проектах с жесткой концепцией) участков под самостоятельную застройку; распределение спроса по полюсам рынка (активные продажи небольших наделов и домов высокой степени готовности); появление новых форматов (например, мини-поселков от фирмы «Т-Дом» или от «Евросиб-Девелопмент»); использование неденежных и комбинированных схем расчета (различные варианты бартера).

По данным специалистов компании Knight Frank St. Petersburg, в наиболее благоприятные для загородного рынка периоды – III квартал 2007-го, II квартал 2008-го – уровень покупательской активности достигал отметки 30%: треть выставленных на рынок объектов находила покупателя. В середине 2008-го был отмечен и наивысший объем предложения в этом сегменте: более 7300 коттеджей. Однако в IV квартале спрос сократился до 250 сделок, предварительные показатели на I квартал 2009-го – около 300 продаж.  То есть 5-6% от совокупного объема предложения (5300-5500 объектов).

При этом уровень интереса (количество звонков и обращений в компании) остается на высоком уровне. Только он никак не желает превращаться в рост продаж.

Участники рынка отмечают, что основной спрос приходится сегодня на объекты высокой степени готовности со сроком сдачи в первой половине 2009-го. Руководители Village Consulting заявляют, что готовых объектов в их проектах («Вартемяги» и «Вырица») больше нет – все продано; идут продажи в поселке «Румболово» от «ПулЭкспресс» (25-30 млн рублей за домовладение).

Эксперты АРИН отмечают рост числа инвестиционных сделок по приобретению участков.

Дефицит денег, охвативший экономику в целом, на загородном рынке выразился в появлении бартерных схем (их использует «ПулЭкспресс», «Родэкс Северо-Запад» и некоторые другие компании). Общая тревожность покупателей и неопределенность прогнозов – в повышенном внимании клиентов к надежности фирмы и обоснованности ее планов развития конкретной территории.

Еще одна заметная тенденция – повальная мода на реконцепцию. Стремление изменить параметры проектов в соответствии с ситуацией, безусловно, обоснованно. Однако эксперты опасаются, что часть застройщиков, увлекшись «оптимизацией» проектов, может проскочить ниже «уровня востребованности». Если совсем убрать инфраструктуру, пожадничать с мощностями, налепить небольших домиков на крошечных участках, то можно добиться очень привлекательной цены. Но устроит ли покупателей качество? В эту «ловушку» уже попались москвичи: на подмосковном рынке появились предложения дешевых участков без инженерии, которые возвращают рынок на три – пять лет назад.

 Пока цены предложения в загородном сегменте снижаются медленнее, чем на рынке городского жилья. При этом в реальных сделках при расчете наличными скидки могут достигать 10-30%, в отдельных случаях – 50%.

«Если в “хорошие времена” средний квартальный темп продаж в среднем коттеджном поселке составлял четыре-пять домов, то сейчас этот показатель едва ли дотянет до двух, а для многих проектов стали реальностью и нулевые продажи, и даже “возврат” ранее забронированных объектов»,- говорит Тамма Попова, старший консультант Knight Frank St. Petersburg.

В принципе, несмотря на неопределенность уже можно уверенно говорить о факторах, которые обеспечат успех отдельным компаниям и отдельным проектам в 2009 году. Это возможность предлагать гибкие формы оплаты (включая рассрочку); наличие сильного, профессионального отдела продаж; возможность маневра по типу предложения (участок с подрядом или без оного) – без ущерба для позиционирования поселка. Небольшие проекты предпочтительнее крупных (больше масштаб – выше риски); соседство со сложившимися поселениями дает девелоперам дополнительные бонусы, позволяя экономить на инфраструктуре без существенного понижения статуса.

Аналитики АКЦ «Миэль» считают наиболее вероятным сценарий, предусматривающий снижение в 2009 году цен на загородном рынке на 15-20%, стабилизацию – в 2010-м и возобновление роста в 2011-м.

Но эти полтора-два года надо как-то еще прожить.

Дмитрий Синочкин, по материалам журнала "Пригород"

Онлайн кредиты для всех