Дмитрий Синочкин
Блюдо сезона:
Лягушачьи лапки в сметане
Очередной вопрос: «А когда закончится кризис?» вызывает острую неприязнь к вопрошающему. Это все надолго (если не навсегда) – спад спроса, снижение цен, сокращение рекламы. Рынок уже никогда не будет прежним, и кто поймет это раньше других – тот и выплывет. Может, даже добьется успеха.
Полный назад
В Подмосковье специалисты уже озаботились разработкой новых стратегий. Начали с очевидного: «На рынке произошло смещение в сторону предложения участков без подряда, когда девевлопер ограничивается подведением коммуникаций и строительством дорог, отстраняясь от строительства домов», считают специалисты фирмы Blackwood.
Например, группа «Конти» пересмотрела подход к развитию комплекса «Город Дворцов», и теперь 50 га (из 100) будет продавать в мелкую розницу без подряда. Причина новаторского подхода: подходит срок платежей по крупному кредиту.
Некоторые подмосковные девелоперы творчески развивают тему и торгуют участками вовсе без коммуникаций, обещая проложить сети когда-нибудь потом.
Аналитики с тревогой смотрят на подобные «антикризисные» предложения и прогнозируют возврат рынка загородной недвижимости к стихийной застройке типа «шанхай».
Пересмотр концепций, минимизация инфраструктуры, корректировка цен и переход к системным бонусам и скидкам – сегодняшний джентльменский набор Подмосковья. Естественно, это приводит к изменениям в стратегии продвижения проектов.
Первым делом москвичи отказались от практики «закрытых продаж». Этот способ был характерен для клубных загородных проектов. С его помощью у покупателей формировалось ощущение принадлежности к избранным и достигалась однородность социальной среды. Девелопер получал средства на ранней стадии проекта экономил на рекламе. Впрочем, чаще «закрытость» была фиктивной и работала как маркетинговый ход – вроде популярной в торговле «распродажи конфиската».
Сегодня этот метод можно записать в историю рынка.
Объемы прямой рекламы в специализированных изданиях сокращаются пропорционально доходам девелоперов; менее актуальными становятся имиджевая реклама и размещение информации в журналах категории Life Style; повышенное внимание уделяется event-маркетингу; пользуются спросом тематические конференции и круглые столы. Популярны «профильные» выставки, позволяющие продавцу и покупателю увидеть друг друга.
Петербургская практика
Со всеми положенными поправками и оговорками те же тенденции можно считать характерными и для петербургского рынка.
Группа «ПулЭкспресс» сделала ставку на универсальность. В составе холдинга создано полноценное агентство недвижимости (ранее «ПулЭкспресс» занимался организацией вторичных продаж только в собственных поселках). Теперь фирма кроме собственных проектов продает дома и участки компаний-партнеров. Юристы холдинга отработали бартерные схемы. Основная - когда в уплату за дом покупатель готов предоставить городскую квартиру. «Эти меры уже приносят результат,- говорит генеральный директор УК «ПулЭкспресс» Андрей Бочков.- Прошли первые сделки на вторичном рынке. Два домовладения в поселке «Румболово» частично оплачены средствами, полученными от реализации городского жилья». (По данным «Пригорода», в зачет оплаты дома с участком стоимостью 25 млн рублей была принята квартира, оцененная примерно в 10 млн рублей. Сделка еще не завершена, но на квартиру уже есть покупатель. Вторая продажа прошла по аналогичной схеме).
Компании, «завязанные» на производство, ищут выход к новому кругу клиентов. Например, ДСК «Славянский», входящий в холдинг «Балтрос», аккурат в начале кризиса (в сентябре 2008-го) ввел дополнительные мощности. Их полноценную загрузку обеспечит, во-первых, заказ Минобороны (военные приобретают в «Новой Ижоре» 350 домов). А во-вторых – руководители комбината активно ищут заказчиков «на стороне», среди застройщиков. По данным менеджеров ДСК «Славянский», объем продаж панельно-каркасных домокомплектов на «внешнем» рынке (без учета поставок для «Новой Ижоры») за сентябрь-декабрь прошлого года составил 70 млн рублей. Прогноз продаж на 2009-й - 300-500 млн рублей. ДСК ориентируется преимущественно на корпоративного заказчика.
«Национальная Жилищная Корпорация - СПб» в октябре 2008-го приобрела линию рассчитанную на выпуск от 100 до 300 домокомплектов. Мини-завод предназначался для обеспечения потребностей основной площадки - поселока «Янино», но будет работать и на «внешний» рынок.
Владелец компании «Оптихолдинг» Виталий Бегарь решил диверсифицировать торговые марки, чтобы каждый из видов продукции был ориентирован на определенную группу покупателей. За «Питервудом» закрепилось производство домов из клееного бруса (такие дома относятся к сегменту бизнес-класса или даже к элите). «Оптивуд» реализует недорогие каркасные комплекты. По словам г-на Бегаря, спрос поляризован: покупают самые дорогие и самые дешевые дома.
Фирма Village Consulting на фоне практически полного «замораживания» ипотеки предложила покупателям рассрочку на стандартных банковских условиях: 40% - первый взнос, ставка – 14%, платежи рассчитываются на срок до 10 лет. Руководители VC рассчитывают, что через полтора-два года, когда ситуация в финансовом секторе стабилизируется, эти объекты можно будет переоформить как залог в обычных банках. По «квази-ипотечной» схеме уже проведено несколько сделок.
Соучредитель ГК «Терра» Дмитрий Зюзин вывел на рынок новый формат мини-поселков. Для этого понадобилось зарегистрировать новую марку – «Т-Дом». Фирма намерена застраивать участки в популярных пригородных зонах (типа Парголово или Юкки) небольшими коттеджами либо таун-хаузами площадью 90-130 кв. м с минимумом придомовой территории (3-3,5 сотки). Мини-формат позволит существенно сэкономить на покупке земли и на строительстве. Предполагаемая стоимость домовладения – 3-3,5 млн. рублей. В рамках новой концепции девелопер разворачивает сразу 11 проектов.
В середине февраля «Т-Дом» продала единым пулом проект «8-й квартал» в поселке Юкки (в зоне Юкковского лесопарка). Территория 0,43 га реализована по цене около 10 тысяч евро за сотку.
Выбор новой стратегии, конечно, может сопровождаться серьезными ошибками. Но отказ от выбора приведет в тупик непременно. Морали не будет: про двух лягушек в крынке мы уже вспоминали в одном из предыдущих номеров.
Использованы материалы сайта nsp.ru
Основные новости
16.09.2024
12.04.2024
28.02.2024
01.02.2023
10.10.2022
18.09.2022
15.09.2022
14.09.2022
10.09.2022
22.08.2022
31.07.2022
25.07.2022
21.07.2022
17.07.2022
11.07.2022
01.07.2022
22.06.2022
13.06.2022
10.06.2022
04.06.2022
20.01.2022
10.01.2022
01.01.2022
26.12.2021
29.11.2021
25.11.2021
24.11.2021
15.10.2021
14.10.2021
13.10.2021
03.10.2021
01.10.2021
22.09.2021
25.08.2021
21.08.2021
30.07.2021
27.07.2021
20.07.2021
24.06.2021
01.06.2021
01.06.2021
18.05.2021
16.05.2021
08.05.2021
30.04.2021
23.04.2021
13.04.2021
07.04.2021
05.04.2021
24.03.2021
18.03.2021
13.03.2021
09.03.2021
16.02.2021
01.02.2021
21.01.2021
22.12.2020
07.12.2020
01.12.2020
26.11.2020
19.11.2020
12.11.2020
10.11.2020
02.10.2020
23.09.2020
27.03.2020
24.10.2019
13.08.2019
09.08.2019
14.05.2019
17.04.2019
16.04.2019
15.04.2019
18.03.2019
06.03.2019
06.03.2019
04.03.2019
01.03.2019
31.01.2019
12.12.2018
16.11.2018
13.11.2018
12.11.2018
10.10.2018
05.10.2018
03.10.2018
27.09.2018
26.09.2018
25.09.2018
15.08.2018
05.04.2018
18.01.2018
11.01.2018
19.07.2017
07.07.2017
20.05.2017
03.05.2017
20.04.2017
17.04.2017
31.03.2017
20.03.2017
10.01.2017
13.12.2016
21.11.2016
07.11.2016
28.10.2016
24.10.2016
08.09.2016
31.08.2016
30.08.2016
12.07.2016
30.06.2016
04.05.2016
27.04.2016
20.04.2016
11.04.2016
01.04.2016
23.03.2016
14.03.2016
30.12.2015
10.11.2015
25.08.2015
07.04.2015
29.12.2014
01.12.2014
01.12.2014
31.03.2014
03.09.2013
07.03.2013
25.12.2012
16.07.2012
04.07.2012
01.01.2012
01.09.2011
13.07.2011
01.07.2011
28.06.2011
20.05.2011
11.01.2011
02.11.2010
01.11.2010
13.10.2010
01.10.2010
23.09.2010
01.09.2010
30.08.2010
01.08.2010
01.07.2010
07.06.2010
01.06.2010
12.04.2010
01.04.2010
15.03.2010
01.03.2010
15.02.2010
01.02.2010
19.01.2010
18.01.2010
21.12.2009
03.12.2009
02.12.2009
01.12.2009
23.11.2009
01.11.2009
26.10.2009
08.10.2009
01.09.2009
24.08.2009
02.08.2009
01.08.2009
01.08.2009
01.07.2009
30.06.2009
22.06.2009
16.06.2009
15.06.2009
08.06.2009
01.06.2009
12.05.2009
01.05.2009
01.05.2009
24.04.2009
30.03.2009
23.03.2009
20.03.2009
10.03.2009
02.03.2009
01.03.2009
01.03.2009
24.02.2009
23.02.2009
23.02.2009
16.02.2009
09.02.2009
01.02.2009
01.02.2009
29.01.2009
|
Лягушачьи лапки в сметане |