Дорогой загородный дом всегда бы не только местом комфортного проживания, но и существенным элементом статуса. Кроме того, загородный дом - в отличие от престижного автомобиля или личного самолета - является символом стабильности и надежности материального положения
Падение спроса и сокращение оборотов, обусловленное кризисом, отразилось и на загородном сегменте. Соотношение предложения коттеджей и реального спроса (сделок) на пике загородного бума (во 2 и 3 квартале 2008-го) составляло примерно 3 к 1: из трех выставленных на продажу коттеджей на протяжении квартала один покупали. В 1 квартале 2009-го пропорция изменилась: 18 к 1. Падение спроса в шесть раз!
Тем не менее рынок элитного загородного жилья не умер: идут сделки в строящихся поселках ("Золотые пески", "Румболово"); более того - появляются новые проекты ("Медное озеро-2" от компании Honka, "Альпино" в Колтушах).
Доля поселков элитного класса в общем объеме предложения составляет около 20%, по количеству домовладений - 10%. По экспертным оценкам, около 2000 коттеджей, выставленных в продажу, можно отнести к классу элита. Средняя стоимость квадратного метра в дорогих виллах и резиденциях составляет около 137 тысяч рублей.
Применительно к времени
Изменение покупательских настроений вынуждает застройщиков корректировать планы, подстраивать концепции под реальность.
Перемены происходят: в параметрах предлагаемых объектов (соотношение площадей домов и участков); в предпочтениях по конструктиву (каркас уже не так жестко ассоциируется с эконом-классом, как раньше); в формировании в рамках одного проекта зон разного ценового уровня.
Изменяется представление о "необходимой достаточности" элементов инфраструктуры.
Сегодня застройщики оказались в ценовых ножницах: для реанимации спроса вроде бы полагается "оптимизировать" цену, но непонятно, чем можно (без ущерба для проекта) поступиться: индивидуальностью архитектурных решений, инфраструктурой? Может быть, стоит увеличить площадь застройки?
Относительно инфраструктуры участники рынка проявляют единодушие: полный комплект "городской" инженерии и безопасность - параметры, которыми нельзя поступаться ни при каком раскладе. Остальное - обсуждается.
На дворе - время покупателя, напоминает генеральный директор компании "Т-Дом" Дмитрий Зюзин: "Поселение должно быть небольшим и располагаться не рядом со сложившейся застройкой: владельцы поедут сюда наслаждаться нетронутой природой и размеренным течением времени, чего так не хватает в городе. Сейчас даже состоятельные люди начинают экономить на заграничном отдыхе, но свои требования к его комфорту будут переносить на пригородное поместье или усадьбу".
Итак, покупатель свои требования не снижает - но ждет от застройщика "кризисных" предложений.
В составе новых требований, предъявляемых покупателями к проекту, появился критерий надежности. Клиентам нужны гарантии того, что проект будет завершен, причем в сроки, близкие к заявленным. Накопленная репутация прежних проектов дает конкурентные преимущества (Honka, "ПулЭкспресс", "ПетроСтиль"). Важным фактором становится наличие стратегического инвестора или партнера.
Цена на импортные составляющие (домокомплекты, инженерные системы) выросла вместе с евро. Отечественные аналоги доступнее по цене, но далеко не всегда соответствуют требованиям по качеству.
Спрос в дорогом сегменте сдвигается в сторону готовых домовладений. Но продажа на стадии высокой готовности требует финансовых резервов - а они есть далеко не у всех.
Удастся ли застройщикам в новых условиях справиться с проектами, не опускаясь в бизнес-класс?
Нескольким участникам рынка мы задали один и тот же вопрос: какие ошибки выявил кризис?
"Сегодняшняя ситуация выявила в первую очередь проекты, которые не были продуманы до конца. В период подъема продавалось все, и многие девелоперы покупали практически любую землю. А это ведет к неправильной оценке места и того, что в данном месте можно строить и что будет пользоваться спросом",- считает генеральный директор УК "ПулЭкспресс Групп" Андрей Бочков
Директор компании "ПетроСтиль" Максим Берг считает главной ошибкой многих реализуемых проектов "недостаточно осторожную (читай - завышенную,- ДС) оценку спроса. "В докризисный период земельные участки для застройки покупались по таким высоким ценам, что конкурентоспособная цена на готовый продукт просто невозможна",- говорит г-н Берг.
Аналитик "Петербургской Недвижимости" Ольга Трошева к числу типовых ошибок относит нецелесообразные затраты на инфраструктуру. Такие опции, как бассейн или SPA-центр, конечно, привлекают интерес на стадии покупки, но ведут к большим дополнительным затратам.
Есть на нашем рынке проблемы с правильным позиционированием поселков.
На сайте вполне себе элитного проекта Patrikki Club инфраструктура описывается следующим образом: "Благоустроенный пляж с детской площадкой, дорожками, пирсами и всякой прочей хернёй". Впрочем, в этом поселении всего-то десяток домов, и непроданным, кажется, остался лишь один. Так что сообщество может себе позволить подбирать соседа на собственный вкус.
Заместитель генерального директора компании "Леонтьевский мыс" Владимир Федоров считает главным недостатком дорогих загородных проектов "однотипность, одинаковость, начиная от концепций и заканчивая качеством построек".
Экскурсия в другую жизнь
В рамках прошедшей в мае конференции Elit-Estate прошли бизнес-туры, в ходе которых ту самую элитную недвижимость можно было посмотреть и даже потрогать.
Редакция журнала "Пригород" организовала выезд в несколько дорогих поселков. Погода внесла свои коррективы - как раз в четверг резко похолодало, и деревья падали чуть ли не прямо по маршруту. Но участники бизнес-тура решили: если объекты и в таких условиях будут производить благоприятное впечатление, значит, проект действительно стоящий.
Первым на маршруте оказался поселок "Медное озеро" компании "Росса Ракенне", эксклюзивного дистрибьютора Honka. На территории в 32 гектара возведено 45 коттеджей. Ландшафтно-парковая зона составляет 17 гектаров. Лично на меня произвело впечатление то, что в некоторых домовладениях сосны проходят прямо через крышу. Лес на территории сохранен в нетронутости. Некоторые дома еще достраиваются, но все объекты уже проданы. По соседству Honka начинает новый проект - "Медное озеро-2". Следующим пунктом маршрута стал клубный комплекс "Горки СПб" компании "Петростиль", расположенный на гранеице с Юкковским заказником: 16 коттеджей в стиле шале от 240 до 400 кв.м. Комплекс достроен, обжит, собрал кучу призов и наград, все домовладения проданы. Последний объект - вилла "Оливия" - ушел за 2,5 млн евро. Кроме ландшафтных красот привлекает внимание административный корпус - с бассейном, тренажерным залом, сигарной комнатной и бильярдной. Правда, эксплуатация и сервис обходится владельцам в 40 тысяч ежемесячно - но у богатых свои привычки. В 10 км от этого поселка "Петростиль" строит новый комплекс - "Медовое".
Последней остановкой на этапе стал поселок "Румболово", это 11 км по Дороге Жизни. Компания "ПулЭкспресс" строит дома в едином архитектурном стиле, характерные приметы - большие площади панорамного остекленения и отделка из природного камня. Здесь на территории 24 гектара будет около 70 домовладений, примерно половина участков уже реализована по цене от 20 до 26 млн рублей. Рельеф не такой интересный, как в Юкках, но для постоянного проживания это менее важно. Зато не надо пробиваться через вечные пробки у поста ГАИ в Осиновой роще.
Общее впечатление от бизнес-тура: рынок жив, рынок будет жить. Как заметил Дмитрий Зюзин, сейчас не лучшее время для того, чтобы начинать новые элитные проекты - хорошо бы завершить уже начатые.
И все же застройщики проявляют оптимизм. Значит, они верят в то, что последствия кризиса сгладятся, и тяга состоятельных граждан к комфортной жизни на природе не оставит девелоперов без куска хлеба. Может быть, даже с икрой.
По материалам журнала "Pulse"
Основные новости
01.02.2023
10.10.2022
18.09.2022
15.09.2022
14.09.2022
10.09.2022
22.08.2022
31.07.2022
25.07.2022
21.07.2022
17.07.2022
11.07.2022
01.07.2022
22.06.2022
13.06.2022
10.06.2022
04.06.2022
20.01.2022
10.01.2022
01.01.2022
26.12.2021
29.11.2021
25.11.2021
24.11.2021
15.10.2021
14.10.2021
13.10.2021
03.10.2021
01.10.2021
22.09.2021
25.08.2021
21.08.2021
30.07.2021
27.07.2021
20.07.2021
24.06.2021
01.06.2021
01.06.2021
18.05.2021
16.05.2021
08.05.2021
30.04.2021
23.04.2021
13.04.2021
07.04.2021
05.04.2021
24.03.2021
18.03.2021
13.03.2021
09.03.2021
16.02.2021
01.02.2021
21.01.2021
22.12.2020
07.12.2020
01.12.2020
26.11.2020
19.11.2020
12.11.2020
10.11.2020
02.10.2020
23.09.2020
27.03.2020
24.10.2019
13.08.2019
09.08.2019
14.05.2019
17.04.2019
16.04.2019
15.04.2019
18.03.2019
06.03.2019
06.03.2019
04.03.2019
01.03.2019
31.01.2019
12.12.2018
16.11.2018
13.11.2018
12.11.2018
10.10.2018
05.10.2018
03.10.2018
27.09.2018
26.09.2018
25.09.2018
15.08.2018
05.04.2018
18.01.2018
11.01.2018
19.07.2017
07.07.2017
20.05.2017
03.05.2017
20.04.2017
17.04.2017
31.03.2017
20.03.2017
10.01.2017
13.12.2016
21.11.2016
07.11.2016
28.10.2016
24.10.2016
08.09.2016
31.08.2016
30.08.2016
12.07.2016
30.06.2016
04.05.2016
27.04.2016
20.04.2016
11.04.2016
01.04.2016
23.03.2016
14.03.2016
30.12.2015
10.11.2015
25.08.2015
07.04.2015
29.12.2014
01.12.2014
01.12.2014
31.03.2014
03.09.2013
07.03.2013
25.12.2012
16.07.2012
04.07.2012
01.01.2012
01.09.2011
13.07.2011
01.07.2011
28.06.2011
20.05.2011
11.01.2011
02.11.2010
01.11.2010
13.10.2010
01.10.2010
23.09.2010
01.09.2010
30.08.2010
01.08.2010
01.07.2010
07.06.2010
01.06.2010
12.04.2010
01.04.2010
15.03.2010
01.03.2010
15.02.2010
01.02.2010
19.01.2010
18.01.2010
21.12.2009
03.12.2009
02.12.2009
01.12.2009
23.11.2009
01.11.2009
26.10.2009
08.10.2009
01.09.2009
24.08.2009
02.08.2009
01.08.2009
01.08.2009
01.07.2009
30.06.2009
22.06.2009
16.06.2009
15.06.2009
08.06.2009
01.06.2009
12.05.2009
01.05.2009
01.05.2009
24.04.2009
30.03.2009
23.03.2009
20.03.2009
10.03.2009
02.03.2009
01.03.2009
01.03.2009
24.02.2009
23.02.2009
23.02.2009
16.02.2009
09.02.2009
01.02.2009
01.02.2009
29.01.2009
|
Загородный рынок: работа над ошибками |